What in UA - Новини культури і мистецтва

Пасха, обряды закарпатских украинцев

Людина і суспільство, Літературакультурна спадщина / література / музей / релігія / свята / традиції
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 446
6
травня
2013
Пасха, обряды закарпатских украинцев

Исследователи народных обычаев посвятили празднику Пасхе целый ряд статтей, которые публиковались на страницах закарпатских журналов 20 - 40 г.г. ХХ в.

К лучшим из них следует отнести материалы И. Панькевича «Весенние пасхальные игры и постные» и «Пасхальные обычаи на селах Пряшивской Русси», Василия Довгуна «Паска давно», Олексы Беллы «Обичаи в селе Жукове во время великого поста» . Емкие детали, которые касаются пасхальных обрядов, находим и в статье В. Гнатюка «Гуцулы».

Ученый считает, что праздник Пасха - это победа весны над зимой. Начинается весенний цикл Благовещением, которое считается у гуцулов большим праздником и в то же время очень подходящим для разных гаданий.

/art/pisanka1.jpeg Пасха Закарпатье

В частности, в тот день выходят стрелки на высокую гору перед восходом солнца и, как только оно появится, стреляют у него, потом ложатся лицом вверх на землю, накрывают лицо платком и засыпают. Во сне им видится разное зверье. И правда - потом они убивают всякое зверье. А из яйца, которое снесет в тот день курица, можно вывести домового, нося его 9 дней под левой мышкой. Исследователь подает также описание обряда росписи крашенок и поминального обряда за покойниками - гробки.

/art/pashalnaya.jpg Пасхальная выставка в Музее Гончара

В упомянутой статье В. Довгуна подано описание некоторых давних обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, в Пасхальную пятницу, под время вечерние, хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху - три вербовых прута и прикрывает. В полночь, когда запоет первый петух, подмешивает квас. В субботу вытапливают печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой садят пасху в печь. Когда посадят пасху, хватают ивовые прутья, бегут с ними в хлев и слегка бьют скот, чтобы, как быстро развивается ива, так скоро поправлялся скот после плохой зимовки. Прутья засовывают за гряду в хлеве.

Приводятся и другие интересные детали. После посвящения пасхи семья садится за стол. Отец берет большую пасху, вырезает из нее 12 кусков, 11 откладывает, 12-й выбрасывает через окно, которое в тот день больше не отворяют. После обеда гонят хоть на час скот в поле. К хвосту животным привязывают красную нитку - от злых глаз. Как зайдет солнце, пасху и другую свяченю есть нельзя, потому что будет падать град.

В статье Олексы Беллы «Обичаи в с. Жуково во время пасхального поста» обращается внимание на отдельные давние обряды пасхального цикла. Например, чтобы пасха была красивая, на замешенное тесто кладут котики (мицьку), и мать обнимает свою дочь, передавая пасочке будущую красоту дочери. Или, скажем, когда пасху посадят в печь, три раза вскакивают, чтобы она росла большая.

И. Панькевич в исследовании «Весенние пасхальные игры и песни» дает характеристику давних, дохристианских мотивов в пасхальном циклу праздников и обрядов, в частности хороводов - девичьих игр с пением и танцами. Целью их, по мнению ученого, было разбудить силы природы к жизни, поднести их жизненную способность ( игры «Гая дюндя», «Утки гнать», «В коструба», танец « Крив» и тому подобное). Главным заданием статье И. Панькевич считал обращение внимания учителей и сельской интеллигенции на старые обрядовые пережитки, чтобы собрать их как остатки давней культуры и мировоззрения нашего народа и сохранить для грядущих поколений.

В статье Ф. Потушняка «Паска в народном веровании» автор отмечает, что пасху пекут из пшеничной муки (хотя раньше пекли из ржаной) в виде большого круглого хлеба. Пекут ее в четверг или субботу. В среду или пятницу хозяйка сделает в пасхальном корыте «причину» (квашеное тесто), накроет скатертью, а сверху положит «шутку» (котики), что символизирует цветение и силу жизни. На второй день хозяйка кладет пасху в печь, причем одетая в гуню (символ богатства). Чтобы пасха росла, вскакивают. Если пасха в печи растет, это предвещает добрый урожай, когда западает на середине - то на смерть.

Исследователь описывает процесс подготовки пасхи к освящению и после этого обряда. В частности, люди верили в то, что пока пасха в хате, к ней не может приступить нечистота. Мышь, как нечистое создание, если съест кусок пасхи, то у нее вырастут крылья и она превратится в лилика (летучей мыши). Окришки из пасхи выбрасывают в огород и из них должно вырасти зелье «божья мать».

Таким образом, как правильно считает Ф. Потушняк, пасха в народном мировоззрении имеет значение чего-то наикратчайшего, самого доброго и тем же приобретает главное положение в традиционном ритуале, символизируя само животворное солнце (его форму), которое дает миру тепло, хлеб, а этим самым - и вся жизнь.

Богдан Хмельницкий
Академия гончарства в Опошне
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні записи
  • Арт-бесіда «Арт-детектив: злочини в мистецтві»
  • Виставка сучасних українських художниць «Landentity»
  • «Поле Пам’яті. Час Відновлення»: у Києві стартує Третє Українське Бієнале Цифрового та Медіа Мистецтва
  • Віртуальні тури музеями України — подорож культурою без кордонів
  • Виставка «Символи ідентичності» — як українські митці переосмислюють Тризуб у XXI столітті
Найпопулярніше
  • Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні 36
  • «Поле Пам’яті. Час Відновлення»: у Києві стартує Третє Українське Бієнале Цифрового та Медіа Мистецтва 8
  • Від волелюбності до гумору – проєкт «Архетип нації» розкриває характер українського народу 6
  • Фестиваль героїчної кави “Філіжанка” присвячено памʼяті про загиблих та допомозі пораненим захисникам України 3
  • "Філіжанка": фестиваль памʼяті, сили й нового українського смаку кави 2
  • Книга як простір тиші: у «ВЕЖІ на Почайні» відбудеться камерна презентація «Відлуння вітру» 2
  • Музей у темряві «Третя після опівночі», що змінює свідомість назавжди 2
  • Літній філософський сніданок у Києві з презентацією журналу «Людина Дивосвіту» 2
  • Олександр Філоненко презентує книгу «Краса і Вдячність» – світла мандрівка у глибини буття 2
  • Зустріч з філософом – презентація нової книги Володимира Нікітіна «Глоси і маргіналії» у Києві 2
Останні коментарі
Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні
  • Mikki » Це дуже цікава і складна тема. Мало хто зі звільнених наважується говорити, адже страх осуду...
  • Ед » Так а де кнопка: "купить"?
  • Анонім » Как купить?
  • Arnoldas » Where can I buy this book?
  • Дмитро Ковальчук » Інформація про книгу, та як її купити, на офіційних сторінках Олексія: https://www .instagram.com/ anulia_oleksii/ https://www. instagram.com/jingle .bellz.book/
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.