
Исследователи народных обычаев посвятили празднику Пасхе целый ряд статтей, которые публиковались на страницах закарпатских журналов 20 - 40 г.г. ХХ в.
К лучшим из них следует отнести материалы И. Панькевича «Весенние пасхальные игры и постные» и «Пасхальные обычаи на селах Пряшивской Русси», Василия Довгуна «Паска давно», Олексы Беллы «Обичаи в селе Жукове во время великого поста» . Емкие детали, которые касаются пасхальных обрядов, находим и в статье В. Гнатюка «Гуцулы».
Ученый считает, что праздник Пасха - это победа весны над зимой. Начинается весенний цикл Благовещением, которое считается у гуцулов большим праздником и в то же время очень подходящим для разных гаданий.
В частности, в тот день выходят стрелки на высокую гору перед восходом солнца и, как только оно появится, стреляют у него, потом ложатся лицом вверх на землю, накрывают лицо платком и засыпают. Во сне им видится разное зверье. И правда - потом они убивают всякое зверье. А из яйца, которое снесет в тот день курица, можно вывести домового, нося его 9 дней под левой мышкой. Исследователь подает также описание обряда росписи крашенок и поминального обряда за покойниками - гробки.
В упомянутой статье В. Довгуна подано описание некоторых давних обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, в Пасхальную пятницу, под время вечерние, хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху - три вербовых прута и прикрывает. В полночь, когда запоет первый петух, подмешивает квас. В субботу вытапливают печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой садят пасху в печь. Когда посадят пасху, хватают ивовые прутья, бегут с ними в хлев и слегка бьют скот, чтобы, как быстро развивается ива, так скоро поправлялся скот после плохой зимовки. Прутья засовывают за гряду в хлеве.
Приводятся и другие интересные детали. После посвящения пасхи семья садится за стол. Отец берет большую пасху, вырезает из нее 12 кусков, 11 откладывает, 12-й выбрасывает через окно, которое в тот день больше не отворяют. После обеда гонят хоть на час скот в поле. К хвосту животным привязывают красную нитку - от злых глаз. Как зайдет солнце, пасху и другую свяченю есть нельзя, потому что будет падать град.
В статье Олексы Беллы «Обичаи в с. Жуково во время пасхального поста» обращается внимание на отдельные давние обряды пасхального цикла. Например, чтобы пасха была красивая, на замешенное тесто кладут котики (мицьку), и мать обнимает свою дочь, передавая пасочке будущую красоту дочери. Или, скажем, когда пасху посадят в печь, три раза вскакивают, чтобы она росла большая.
И. Панькевич в исследовании «Весенние пасхальные игры и песни» дает характеристику давних, дохристианских мотивов в пасхальном циклу праздников и обрядов, в частности хороводов - девичьих игр с пением и танцами. Целью их, по мнению ученого, было разбудить силы природы к жизни, поднести их жизненную способность ( игры «Гая дюндя», «Утки гнать», «В коструба», танец « Крив» и тому подобное). Главным заданием статье И. Панькевич считал обращение внимания учителей и сельской интеллигенции на старые обрядовые пережитки, чтобы собрать их как остатки давней культуры и мировоззрения нашего народа и сохранить для грядущих поколений.
В статье Ф. Потушняка «Паска в народном веровании» автор отмечает, что пасху пекут из пшеничной муки (хотя раньше пекли из ржаной) в виде большого круглого хлеба. Пекут ее в четверг или субботу. В среду или пятницу хозяйка сделает в пасхальном корыте «причину» (квашеное тесто), накроет скатертью, а сверху положит «шутку» (котики), что символизирует цветение и силу жизни. На второй день хозяйка кладет пасху в печь, причем одетая в гуню (символ богатства). Чтобы пасха росла, вскакивают. Если пасха в печи растет, это предвещает добрый урожай, когда западает на середине - то на смерть.
Исследователь описывает процесс подготовки пасхи к освящению и после этого обряда. В частности, люди верили в то, что пока пасха в хате, к ней не может приступить нечистота. Мышь, как нечистое создание, если съест кусок пасхи, то у нее вырастут крылья и она превратится в лилика (летучей мыши). Окришки из пасхи выбрасывают в огород и из них должно вырасти зелье «божья мать».
Таким образом, как правильно считает Ф. Потушняк, пасха в народном мировоззрении имеет значение чего-то наикратчайшего, самого доброго и тем же приобретает главное положение в традиционном ритуале, символизируя само животворное солнце (его форму), которое дает миру тепло, хлеб, а этим самым - и вся жизнь.