Новости культуры и искусства

И. Дряпаченко: война глазами художника

Рубрика: История -> Изобразительное искусство
Метки: |
Пятница, 12 декабря 2014 г.
Просмотров: 2010

Череда значимых юбилейных событий (400-летие Дома Романовых, столетие со дня начала Первой мировой войны) приоткрыли двери в запасники музеев. Это позволило не только историками и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей России, впервые увидеть масштабную «карту военных действий» 1914-1918 годов глазами художников.

Не только военные корреспонденты, но и другие представители творческой интеллигенции приняли участие в глобальном военном конфликте начала ХХ века. В частности в русскую армию были призваны художники, литераторы и фотографы. После создания 22 июня 1916 года «Трофейной комиссии, состоящей при Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества» некоторые из них, в том числе талантливейший украинский художник и график Иван Кириллович Дряпаченко http://fotoview.narod.ru/index.htm (1881-1936), были направлены на службу в военно-художественный отряд при этой комиссии.

Иван Кириллович Дряпаченко

Справка:

Иван Кириллович Дряпаченко (04.08.1881, с. Васильевка, Полтавская губ. - 24.12.1936, Полтавская область). В 1894 г. он поступил в Киевскую рисовальную школу, В 1898-м г. в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где вскоре получил звание неклассного художника. 1903-1911 гг. И. Дряпаченко учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. В 1911 г. за произведение «Саломея» ему присудили звание художника по живописи. В 1912 г. – первая пенсионерская поездка в Италию, где художник создал полотно «Святое семейство» за которое получил III-й премии им. А. Куинджи. 1913 г. - вторая поездка за границу - отчетная картина «День поминовения во Флоренции». Во время Первой мировой войны он находился в военно-художественном отряде «Трофейной комиссии». В 1917 г. художник вернулся в Васильевку, работал учителем рисования и пения. В 1930-е гг. он создавал портреты своих односельчан и жанровые произведения на народную тематику. Умер И. Дряпаченко в результате несчастного случая. Место нахождения большинства его работ неизвестно. Частично живопись и графика художника хранятся в музеях Украины, России и Республики Беларусь.

И. Дряпаченко - третий среди сидящих

И. Дряпаченко - третий среди сидящих

Итак, в 1916 г. художник сменил модный на то время в Петербурге сюртучный костюм-тройку на военный мундир. Он поступил на службу в военно-художественный отряд «Трофейной комиссии». В состав отряда кроме него входили: художники М. Мизернюк и М. Сергеев, литераторы А. Гинерман и Г. Синельников, фотограф А. Эглит, денщик П. Петухов. Возглавлял отряд штабс-капитан Колобов. К «Трофейной комиссии» прикомандировывали художников, которые служили в разных военных частях в нижних чинах с правами вольноопределяющихся. Они занимались росписью знамен, созданием портретов участников войны, отображением совершенных подвигов, сюжетов из фронтовой жизни, изготовлением иллюстраций и т.д.

Рисунок И. Дряпаченко, 1916 г

Рисунок И. Дряпаченко, 1916 г. (фото ЦГАМЛИ Украины)

За полтора года службы в отряде Иван Дряпаченко побывал на Западном фронте (в частности в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве), на Юго-Западном фронте (в Ставке армий этого фронта, г. Бердичев), в штабе VII-армии в г. Бучач, в районах размещения частей VII-армии, на Кавказском фронте, городах и местечках: Станислав, Тернополь, Завалово, Понары, Товстобабы, Тисменницы, Подгайцы, Саракамыш, Эрзерум, Байбурт, Трапезунд и др.

И. Дряпаченко, Пленный немец, 1916

И. Дряпаченко, Пленный немец, 1916

И. Дряпаченко, Протопресвитер Георгий Шавельский, 1916

И. Дряпаченко, Протопресвитер Георгий Шавельский, 1916

Созданные художником с лета 1916 г. по зиму 1917 г. произведения это графические зарисовки с места боевых действий с пояснениями что и где произошло, графические и живописные произведения, созданные во время «временного затишья». Как то: портреты выдающихся военных деятелей русской армии, рисунки солдат во время отдыха, военнопленных, местных жителей, пейзажи Тернополя, Могилева, маленьких городков и интерьерные сюжеты из Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилеве.

И. Дряпаченко, Могилев, 1916

И. Дряпаченко, Могилев, 1916

Во время войны фронтовые работы Ивана Дряпаченко часто публиковались на страницах еженедельного иллюстрированного журнала «Летопись войны 1914-15-16-17 гг.». Например, «Галиция. Русские могилы у костела в местечке Горожанке», «Доброволец», «Один из многих», «Тернополь», «Подгайцы» и др.

И. Дряпаченко, Один из многих, 1916

И. Дряпаченко, Один из многих, 1916

Сто лет спустя летом 2014 года в московском ЦВЗ «Манеж» проходила выставка «На переломе… Россия в Великой войне, 1914-–1918 гг.». Кроме коллекции военно-агитационных плакатов 1914–1918 годов на ней была представлена и подборка журнала «Летопись войны». Среди экспонатов выставки находился рисунок И. Дряпаченко «Один из многих», опубликованный в «Летописи войны».

И. Дряпаченко, Трапезундская бухта, этюд, 1917, ЦВММ

И. Дряпаченко, Трапезундская бухта, этюд, 1917, ЦВММ

За полтора года службы в военно-художественном отряде Иван Дряпаченко создал значительное количество графических и живописных работ. Однако, на сегодня известно только о четырех десятках его фронтовых произведений, хранящихся в Государственном историческом музее (РФ), Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (РФ), Центральном военно-морском музее (РФ) и Могилевском областном краеведческом музее им. Е. Р. Романова.

И. Дряпаченко, Кабинет в Царской Ставке, МОКМ

И. Дряпаченко, Кабинет в Царской Ставке, МОКМ

Именно, фронтовые произведения художника из собрания Могилевского областного краеведческого музея демонстрировались в 2013 году на выставке «Император Николай II - долг царского служения», которая была посвящена 400-летию Дома Романовых.

И. Дряпаченко, Столовая в Царской Ставке, 1917

И. Дряпаченко, Столовая в Царской Ставке, 1917

Картины Ивана Дряпаченко «Кабинет в Царской Ставке» и «Столовая в Царской Ставке» воспроизводят вид столовой в доме губернатора Могилева, где трапезничал Николай II и оборудованный в этом же доме кабинет императора. Сам дом не сохранился: во время Второй мировой войны в него попал немецкий снаряд. «А уже после войны руины были полностью разобраны, — рассказала ведущий научный сотрудник музея Людмила Томчик, - То, что картины уцелели, многие считают чудом. На всеобщее обозрение они выставлены впервые» (писал весной 2013 г. сайт www.belarus.tio.by).

Выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи»

Выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» (Москва, осень 2014)

На выставке «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» в Государственном историческом музее в настоящее время экспонируется три графических портрета работы Ивана Дряпаченко, исполненных им с натуры для Трофейной комиссии летом и осенью 1916 года.

И. Дряпаченко, Вице-адмирал Д. Ненюков, 1916

И. Дряпаченко,

Вице-адмирал Д. Ненюков, 1916

«Художник мастерски передал портретные черты и сложные характеры выдающихся военачальников - вице-адмирала Дмитрия Всеволодовича Ненюкова и генерала от инфантерии Дмитрия Григорьевича Щербачёва, а также полного георгиевского кавалера подхорунжия Федора Светличного, что позволяет считать эти произведения жемчужинами созданной на выставке «Галереи героев Великой войны», - считает научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ хранитель коллекции русской графики XIX – начала XX века Евгений Лукьянов.

И. Дряпаченко, Привал казаков в фруктовом саду в Трапезунде, этюд, 1917

И. Дряпаченко,

Привал казаков в фруктовом саду в Трапезунде, этюд, 1917,

ВИМАИВиВС

Иван Дряпаченко завершил свой военно-творческий путь зимой 1917 года. Он вернулся на Украину с далекого Кавказского фронта, и часть своих произведений привез домой в село Василевка. Ученику художника и исследователю его творчества Анатолию Терещенко доводилось в 1920-х годах видеть у Ивана Дряпаченко несколько его альбомов с фронтовыми рисунками и набросками. Анатолий Терещенко писал, что ему запомнился «чудесный акварельный пейзаж «На околицах Саракамыша». Это яркий пример того, что, даже пребывая в тяжелых условиях, художник стремился через свое творчество показать МИР.

В 2013 и 2014 годах прошли многочисленные художественные выставки, посвященные 100-летию Первой мировой войны. Может быть именно глазами художников, фотографов и военных корреспондентов прошлого стоит напомнить нам их потомкам о том, что всегда есть возможность предотвратить беду. Да, история человечества – это история войн. Но все те тысячелетия разрушений и варварства рядом шло созидание и искусство.

Татьяна Николаева

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)